8 (4742) 23-80-02 - Управление Здравоохранения Липецкой области
8 (4742) 27-25-98 - Роспотребнадзор
8 (4742) 74-04-47 - Росздравнадзор

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Школа здоровья для больных артериальной гипертонией


Занятие № 6. Стресс и здоровье.


Что такое стресс?
СТРЕСС...
«...синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» [Селье Г., 1936].
«… общая адаптивная реакция организма в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [Кассиль Г.Н., 1983].
«…стресс — проблема эмоционального стресса...» [Судаков К.В., 1980].

Различают два вида стресса:
1. Конструктивный, положительный (эустресс);
2. Деструктивный, отрицательный (дистресс).

СТРЕСС — обычное явление, это естественная часть человеческого существования.
Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс.


Как может проявляться стресс?

ПСИХИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
От ярко эмоционально окрашенных (бурная радость, гнев, раздражение и др.)
До «немых» (нарушения аппетита, потеря аппетита, потеря интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя»).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли различной локализации, одышка и пр.).

Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс. Если стресс и раздражение не повышают артериальное давление, значит, опасности нет.
Важна не сама стрессовая ситуация, а то как мы её оцениваем и как на неё реагируем!


Почему при стрессовых реакциях повышается артериальное давление? (факторы, способствующие развитию гипертонии)




Что такое стрессор?

СТРЕССОР — это фактор, вызывающий стрессовую реакцию
1. Управляемые стрессоры ЗАВИСЯТ ОТ НАС.
Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами.
2. Неуправляемые стрессоры НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ.
Ситуации, события, обстоятельства, которые не могут быть нами изменены.
3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, не являются стрессорами по сути.
События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию как результат субъективного отношения и оценки.
ВАЖНЕЙШЕЕ — отличить одно от другого!

Что поможет преодолеть стресс? Развитие уверенности в себе и умения:
  • При перегрузках на работе (стрессор)
    • управлять временем;
    • планировать дела;
    • работать в коллективе,
    • не брать всю работу на себя,
    • считая, что другие сделают её хуже;
    • не делать несколько дел одновременно;
    • рационально распределять ресурсы;
    • управлять конфликтами.
  • При загруженности домашними делами (стрессор)
    • всё делать вовремя;
    • не оставляя мелкие дела на «потом»;
    • распределять обязанности в семье;
    • планировать домашнюю работу;
    • ставить конкретные, достижимые цели;
    • научиться «поощрять себя» за их выполнение;
    • отдыхать.

  • При конфликтах с начальством (стрессор).
    • навыков общения;
    • уверенности (но не самоуверенности!);
    • профессиональной компетентности;
    • трудолюбия;
    • умения планировать дела;
    • умения рационально распределять ресурсы;
    • умения управлять конфликтами и пр.


Как определить уровень стресса? Тест Ридера (L. Reeder)

Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями. Суммируйте баллы и посчитайте средний балл.

Оцените свой уровень стресса по среднему баллу:
высокий: 1-2 (для мужчин); 1-1,82 (для женщин);
средний: 2,01–3 (для мужчин); 1,83–2,82 (для женщин)
низкий: 3,01–4 (для мужчин); 2,83–4 (для женщин)


Как определить стрессор и стрессовое поведение?

Шаг 1. Определите, что именно для Вас является стрессором.
Шаг 2. Проранжируйте эти стрессоры по степени значимости.
Шаг 3. Отметьте стрессоры (значком «+») первого приоритета, над которыми, как Вы считаете, надо начать работу сейчас.
Шаг 4. Отметьте стрессоры (значком «–») отсроченного приоритета, над которыми Вы могли бы работать в дальнейшем.

Как научиться преодолевать стресс? (начинаем анализировать).

1. Подробно проанализируйте стрессоры, определённые Вами как приоритетные (наиболее важные для Вас в данное время).
2. Постарайтесь описать не только фактор, вызывающий стрессовую реакцию, но и собственное поведение в этой ситуации.
3. Постарайтесь выделить детали как самого стрессора, так и собственного поведения.
4. Определите шаги изменения своего поведения, отношения или самого стрессора (в зависимости от того, каков характер стрессора).
5. Обозначьте сроки выполнения намеченного!

Методы преодоления стресса.

  • Метод глубокого дыхания
  • Метод психической саморегуляции (аутогенной тренировки)
  • Визуализация
  • Изменение неадекватного отношения (когда стрессор не является стрессором, но вызывает психоэмоциональное напряжение)

Показать занятие № 6 полностью.



Занятие № 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.


Цели лечения артериальной гипертонии.

1. Снизить повышенные уровни АД до целевых.
2. Повысить качество жизни, уменьшить изменения в органах - мишенях.
3. Конечная цель - уменьшить риск развития осложнений.

Целевые уровни АД:
Все больные с артериальной гипертонией - ниже 140/90 мм рт.ст.
Гипертония + диабет - ниже 130/85 мм рт.ст.
Гипертония + хроническая почечная недостаточность - ниже 125/75 мм рт.ст.

Достижение целевых уровней АД должно быть постепенным и хорошо переносимым.






Принципы медикаментозного лечения. Современные препараты, снижающие уровень АД при гипертонии.

Предпочтение отдается препаратам длительного до 24 ч действия. Лечение начинается с одного препарата, при неэффективности оптимальным считается сочетание нескольких препаратов в малых дозах.
Основные группы препаратов:
  • бета-адреноблокаторы;
  • диуретики (мочегонные);*
  • антагонисты кальция;*
  • ингибиторы АПФ;
  • блокаторы рецепторов АТ-II;
  • альфа-адреноблокаторы;
  • препараты центрального действия.
* - начинать при неосложенном течении артериальной гипертонии.
Лечение гипертонии необходимо проводить постоянно. В период индивидуального подбора препаратов увеличение доз и/или смена препарата проводится ступенчато с интервалом около 4 нед. При адекватном контроле в течение по крайней мере около года возможно уменьшение доз и количества препаратов. Лечение быстрее достигает цели, если удаётся уменьшить сопутствующие факторы риска немедикаментозными средствами.
Выбор препарата или препаратов и доз определяется ВРАЧОМ индивидуально!

Пациент должен строго соблюдать рекомендации врача и знать:
  • возможные побочные действия медикаментов;
  • возможные сочетания при приёме лекарств;
  • несовместимые препараты;
  • строго выполнять самостоятельный контроль АД;
  • соблюдать график назначенных посещений врача;
  • своевременно проходить назначенные дополнительные и периодические обследования;
  • уметь помочь себе при кризе;
  • выполнять все немедикаментозные рекомендации врача.
Возможные побочные действия лекарств.

Диуретики — снижение уровня калия в крови, нарушения углеводного и жирового обмена.
Бета-блокаторы — урежение пульса, обострение хронического бронхита, перемежающейся хромоты.
Антагонисты кальция — головная боль, отёки голеней, покраснение кожных покровов.
Ингибиторы АПФ — кашель.
Блокаторы альфа-рецепторов — резкое снижение АД, особенно в вертикальном положении, слабость, головокружение.
Отмечается зависимость от дозы.
При появлении симптомов, подозрительных на побочное действие, необходимо обратиться к врачу!

Эффективные комбинации препаратов.
Диуретик и бета-адреноблокатор.
Диуретик и ингибитор АПФ (или антагонист AII).
Антагонист кальция (дигидропиридин) и бета-адреноблокатор.
Антагонист кальция и ингибитор АПФ.
Бета-адреноблокатор и альфа-адреноблокатор.
Препарат центрального действия и диуретик.

Что такое немедикаментозное лечение гипертонии?

  • Коррекция питания.
  • Потребление соли не более 5 г/сут.
  • Уменьшение потребления алкоголя.
  • Отказ от курения.
  • Увеличение физической активности.
  • Снижение избыточной массы тела.
  • Управление стрессом.
Немедикаментозные методы — не альтернатива лекарственной терапии. Они способствуют снижению уровня АД, повышают эффективность приёма лекарств.

Что определяет эффективность лечения гипертонии?

  • Соблюдение рекомендаций врача.
  • Самоконтроль уровня АД.
  • Умение устранять факторы, провоцирующие повышение АД.
  • Непрерывность лечения.
  • Сочетание приёма медикаментов с немедикаментозными средствами.
  • Умение оказать доврачебную самопомощь при кризе.
  • Соблюдение предосторожностей при приёме медикаментов, в частности отказ от приёма алкоголя.
Показать занятие № 7 полностью.



<<< Назад